ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 августа 2019 г. N 137
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На основании пункта 3 статьи 143 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить образовательный стандарт дошкольного образования (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. N 146 "Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования".
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр |
И.В.Карпенко |
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
15.08.2019 N 137
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
АДУКАЦЫЙНЫ СТАНДАРТ
ДАШКОЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ
EDUCATIONAL STANDARD
PRESCHOOL EDUCATION
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Образовательный стандарт дошкольного образования (далее - образовательный стандарт) устанавливает требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.
Настоящий образовательный стандарт обязателен для применения в учреждениях образования (иных организациях, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующих образовательную программу дошкольного образования.
2. В настоящем образовательном стандарте применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс).
3. Настоящий образовательный стандарт является основой для:
разработки учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования;
организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;
осуществления контроля качества образования в учреждениях образования (иных организациях, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) при реализации образовательной программы дошкольного образования;
аттестации педагогических работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
4. Методологической основой настоящего образовательного стандарта являются:
системно-деятельностный подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, в котором системообразующим элементом являются соответствующие возрасту виды детской деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность и др.), воспитанник как субъект обучения и воспитания занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития его личности; обучение и воспитание осуществляются через игру и другие виды детской деятельности);
культурологический подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса на основе ценностно ориентированного содержания образования, приоритета культуры в образовании, развития общей интеллектуальной культуры и духовного начала личности, обеспечения ведущей роли социокультурного контекста развития воспитанника, установки на диалог культур, изучения традиций и ценностей, самобытности национальной культуры в контексте мировой);
личностно ориентированный подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, при которых личность понимается как главное действующее лицо образовательного процесса; создание условий для развития личности воспитанника в ее целостности, уникальности и автономности, открывающих возможности для его позитивной социализации; обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в соответствии с возможностями, способностями и потребностями воспитанников);
компетентностный подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, которые характеризуются нацеленностью на формирование компетенций, направленных на подготовку к продолжению образования на I ступени общего среднего образования, усилением практической ориентированности деятельности воспитанников, использованием накопленного и созданием условий для формирования у них социального опыта.
ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
5. Образовательная программа дошкольного образования включает следующую учебно-программную документацию:
учебные планы;
учебную программу дошкольного образования.
5.1. Учебные планы подразделяются на:
типовой учебный план дошкольного образования;
учебные планы учреждений образования (иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующих образовательную программу дошкольного образования;
экспериментальные учебные планы учреждений дошкольного образования;
индивидуальные учебные планы.
5.1.1. Типовой учебный план дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и устанавливает:
перечень образовательных областей;
количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников;
максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного воспитанника;
общее количество учебных часов в неделю.
Типовой учебный план дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь при наличии заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, о его соответствии законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Наименование образовательных областей определяется Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования.
Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного воспитанника включает количество учебных часов, отведенных на изучение образовательных областей учебной программы дошкольного образования в соответствии с возрастом воспитанников.
Максимальная допустимая учебная нагрузка определяется путем умножения общего количества учебных часов в неделю, отведенных на изучение образовательных областей по группе воспитанников, на длительность одного учебного часа (занятия) в соответствии с возрастом воспитанников.
5.1.2. Учебный план учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) реализующего образовательную программу дошкольного образования разрабатывается учреждением образования (иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дошкольного образования, на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования и утверждается руководителем учреждения образования (руководителем иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
5.1.3. Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования апробируется в учреждении дошкольного образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.
Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
5.1.4. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей, а также воспитанниками, время пребывания которых в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующем образовательную программу дошкольного образования, уменьшено по желанию их законных представителей.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования (иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующими образовательную программу дошкольного образования, на основе типового учебного плана дошкольного образования и утверждаются руководителями учреждений образования (руководителями иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
5.2. Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и определяет:
цели и задачи изучения образовательных областей;
содержание образовательных областей;
время, отведенное на изучение отдельных тем;
виды учебной деятельности;
рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, результаты освоения воспитанником содержания учебной программы дошкольного образования.
Учебная программа дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
5.2.1. Содержание учебной программы дошкольного образования должно быть направлено на разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Содержание учебной программы дошкольного образования должно включать воспитывающий, развивающий, обучающий, творческий потенциал, обеспечивающий воспитанникам социальную успешность, развитие общих и специальных способностей к разным видам деятельности и творчеству, готовность к успешному переходу на следующий уровень образования.
5.2.2. Содержание учебной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности воспитанника в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития:
"Физическое развитие" (обеспечение гармоничного физического развития, формирование культуры здоровья (первичных ценностных представлений о здоровье, здоровом образе жизни человека), физической культуры (формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и личностных качеств, воспитание потребности в физическом совершенствовании)).
"Социально-нравственное и личностное развитие" (формирование стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям).
"Познавательное развитие" (обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; освоение элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире; воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.).
"Речевое развитие" (овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей, элементарное осознание языковой действительности, подготовка к обучению грамоте. При этом коммуникативная функция рассматривается как основная в речевой деятельности воспитанников, а диалог - как универсальная форма речевого общения).
"Эстетическое развитие" (воспитание основ общей и художественной культуры, развитие эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства (архитектура, дизайн, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), музыкального искусства, хореографии, театра).
Данные направления реализуются посредством содержания образовательных областей:
"Физическая культура";
"Ребенок и общество";
"Элементарные математические представления";
"Ребенок и природа";
"Развитие речи и культура речевого общения" ("Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн");
"Подготовка к обучению грамоте" ("Падрыхтоўка да навучання грамаце");
"Изобразительное искусство";
"Музыкальное искусство";
"Художественная литература".
Содержание образовательных областей излагается в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, на основе линейного и концентрического принципов, отражающих как количественный рост детских представлений и приращение умений и навыков, так и их повторение, постепенное углубление, совершенствование и качественное изменение.
5.2.3. Время, отведенное на изучение отдельных тем (количество учебных часов, отведенных на изучение образовательных областей по группам воспитанников в специально организованной деятельности), представлено в типовом учебном плане дошкольного образования.
5.2.4. Все образовательные области для реализации содержания учебной программы дошкольного образования должны быть обеспечены учебно-методической документацией, учебными изданиями, информационно-аналитическими материалами.
К использованию в образовательном процессе допускаются учебные пособия и иные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования.
5.2.5. Содержание учебной программы включает формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Методы (информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские и др.) должны отличаться многообразием и соответствовать как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К СРОКАМ ПОЛУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
6. Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до 5 лет 10 месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.
ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
7. Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично.
8. Время пребывания воспитанников в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется учредителем учреждения образования (учредителем иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов, 10,5 часа, 12 часов, 24 часа.
Время пребывания воспитанника в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.
9. Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дошкольного образования, в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.
10. Образовательный процесс осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.
В учреждении образования в соответствии с пожеланиями законных представителей воспитанников по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы в учреждениях дошкольного образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.
11. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в возрастных группах, в том числе в санаторных, интегрированного обучения и воспитания, определенных Кодексом.
12. Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности воспитанников: специально организованной и нерегламентированной.
12.1. Специально организованная деятельность воспитанников - это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте.
В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.
12.2. Нерегламентированная деятельность воспитанников включает самостоятельную деятельность воспитанников в условиях созданной предметно-развивающей среды, а также организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач. Обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.
13. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, образовательные ситуации и др.
14. Планирование образовательного процесса осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
15. Общая продолжительность каникул, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся, составляет 110 дней: летние - 90 календарных дней; зимние - 10 календарных дней; весенние - 10 календарных дней. В период каникул проводится физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.
16. Для организации качественного образовательного процесса должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
ориентированность на возрастные и индивидуальные потребности и возможности каждого воспитанника с учетом социальной ситуации его развития;
формирование и поддержка положительной самооценки воспитанников;
поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников в различных видах деятельности;
предоставление воспитанникам возможности выбора видов активности, участников совместной деятельности, общения и др.;
рациональное чередование в образовательном процессе активности воспитанников и взрослого, обогащающего их опыт и поддерживающего усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала;
взаимодействие с законными представителями воспитанников, вовлечение их в образовательный процесс.
17. Для обеспечения разностороннего развития личности воспитанника при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду.
17.1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию образовательной программы дошкольного образования, специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, национальные и культурные традиции и ценности, материальные и архитектурно-пространственные особенности помещений и территории учреждения дошкольного образования.
17.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной и экологичной, эргономичной и полифункциональной, гибкой и вариативной, трансформируемой и содержательно-насыщенной, доступной и психологически комфортной.
18. Одним из направлений образовательного процесса является воспитательная работа. Воспитательная работа должна осуществляться как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.
Составляющими воспитательной работы являются:
воспитание культуры здорового образа жизни (формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование);
гражданское и патриотическое воспитание (приобретение первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях и др.);
духовно-нравственное воспитание (формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения, обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм: доброта, дружба, приветливость, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь и др.);
поликультурное воспитание (осознание собственной принадлежности к культуре белорусского народа, знакомство с образцами духовной и материальной культуры своего народа, привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно - исторические достижения);
эстетическое воспитание (формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру через самовыражение в художественном творчестве и др.);
воспитание психологической культуры (формирование психических свойств, обеспечивающих развитие познавательной активности и основных психических процессов; создание предпосылок для формирования мотивации учения и психологической готовности ребенка к обучению в школе, формирование эмоциональной, волевой, познавательной готовности и произвольных форм поведения для успешного включения в образовательный процесс и др.);
воспитание культуры быта и досуга (формирование у детей первичных представлений о личной и общественной значимости хозяйственно-бытового труда, умений выполнять правила личной гигиены, содержать свою комнату, вещи, игрушки в порядке, совместно со взрослыми готовить несложные блюда, сервировать стол, участвовать в уборке участка в соответствии с сезоном; в уходе за растениями и животными и др.);
семейное и гендерное воспитание (формирование первоначальных представлений о семье, близких людях, их взаимоотношениях, воспроизведение поведения, чувств, переживаний близких и др.);
трудовое воспитание (освоение основных бытовых умений и навыков, проявление активности в быту, самообслуживании, уходе за растениями и животными, заботе о близких и др.);
экологическое воспитание (овладение первоначальными знаниями о природе, взаимосвязи человека с окружающей природной средой; формирование гуманного отношения к природе, представлений об уникальности каждого живого существа и др.);
воспитание культуры безопасности жизнедеятельности (формирование умений и навыков безопасности жизнедеятельности в быту, природной и социальной среде на основе сочетания различных видов игровой деятельности и др.);
экономическое воспитание (воспитание трудолюбия средствами игровой деятельности и обслуживающего труда, одобрение, стимулирование и поддержка достигнутых успехов, знакомство с элементами экономической грамоты и др.).
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ (ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ 5 - 7 ЛЕТ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
19. Результаты освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений воспитанника на этапах завершения дошкольного образования, необходимые для его дальнейшего развития.
Результаты освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования формируются при правильно организованных условиях ее реализации, поддерживающих активное участие воспитанников в образовательной деятельности, обеспечивающих индивидуализацию их развития, позитивную социализацию, и являются ориентирами в деятельности взрослых (педагогических работников, законных представителей воспитанников и др.), направленными на достижение установленной образовательной цели.
Результаты освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
20. Физическое развитие.
Образовательная область "Физическая культура".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
выполняет разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание), элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и др.);
доводит начатую двигательную деятельность (спортивную или подвижную игру, индивидуальное двигательное задание) до завершения, стремится не прибегать к помощи взрослых;
оценивает двигательное действие (находит отличие и сходство в выполнении упражнения двумя детьми; сравнивает свои достижения с прежними собственными результатами);
реализует двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности (физкультурные развлечения, туристические прогулки и походы, самостоятельная двигательная деятельность: умеет плавать, кататься на самокате, велосипеде, роликовых коньках, лыжах и др.);
соблюдает правила безопасности при выполнении физических упражнений на физкультурном занятии и в самостоятельной двигательной деятельности;
скользит на груди и спине с гребковыми движениями рук, поворачивается во время скольжения с груди на спину и наоборот; плавает способом "кроль" на груди и спине с помощью поддерживающих средств (ласты, доски) и без них.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
выполняет разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание), элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и др.);
доводит начатую двигательную деятельность (спортивную или подвижную игру, индивидуальное двигательное задание) до завершения, стремится не прибегать к помощи взрослых;
выступает инициатором двигательной деятельности: делает попытки самостоятельно отыскать варианты решения двигательной задачи, перестроить упражнение по образцу или словесному указанию взрослого, оценивать движения свои и товарищей, объясняет последовательность своих действий, выполняет их в разных вариантах, проявляет оригинальность при принятии двигательных решений;
выполняет основные правила здоровьесберегающего, безопасного поведения;
плавает способом "кроль" на груди и спине без поддерживающих средств; творчески применяет двигательный опыт в играх и игровых упражнениях на воде.
21. Социально-нравственное и личностное развитие.
Образовательная область "Ребенок и общество".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
называет домашний адрес, имя, отчество, фамилию свою, взрослых, номер домашнего телефона;
выражает (вербально) свои эмоциональные состояния, переживания, чувства, поступки ("я рад", "я сердит" и др.), оценивает их с позиции моральных норм (хорошо - плохо);
осознает значение семьи в жизни человека, рассказывает о своей семье, доме, совместном отдыхе и др., проявляет любовь к родителям;
самостоятельно выполняет гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), соблюдает правила приема пищи и поведения за столом;
выполняет правила сохранения и укрепления здоровья (соблюдает распорядок дня, употребляет продукты, полезные для здоровья и др.);
различает признаки хорошего и плохого самочувствия, обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, осознает важность оказания первой помощи (под наблюдением взрослого);
выполняет правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, соблюдает правила дорожного движения (переходит проезжую часть по пешеходному переходу и др.), осознает последствия при невыполнении правил поведения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях (при пожаре - не прятаться, звать взрослых на помощь и др.);
соблюдает правила поведения, культуры общения в обществе сверстников, налаживает с ними дружеские взаимоотношения: играет вместе, помогает, подчиняется общим интересам и правилам и др., разрешает конфликты мирным путем (договаривается, извиняется, обращается ко взрослому и др.), применяет способы элементарного самоконтроля и саморегуляции во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми (ведет себя спокойно, сдерживает свои негативные побуждения);
называет родной город (поселок), страну, ее столицу, их достопримечательности, природные символы Беларуси (зубр, аист, цветок льна и др.), понимает их значение;
определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет, с какими государствами граничит;
называет государственные символы Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), знает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь, людей, прославивших Беларусь;
различает и называет белорусские народные промыслы (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву), предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси (изделия из льна, глины, соломки, лозы и др.), компоненты национального костюма, блюда народной кухни;
узнает и называет предметы, облегчающие труд взрослых: выделяет их признаки, функции, предназначение;
называет профессии людей (воспитатель, учитель, строитель, обувщик, художник, библиотекарь и др.), их орудия труда, понимает значимость результатов их труда для семьи, города;
называет предприятия Беларуси по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники и т.д.;
применяет основные экономические понятия (деньги, бюджет, цена и др.), устанавливает причинно-следственные связи между понятиями "труд" - "продукт" - "деньги", различает деньги по внешнему виду, по ценности, названию;
проявляет активность в совместной игре со сверстниками, умеет организовать игру, согласовывает игровой замысел и выбор роли со сверстниками (считалка, жребий), учитывает свои интересы и интересы партнера, решает конфликты в игре на основе мирного соглашения, действует в соответствии с игровым замыслом и правилами;
проявляет самостоятельность в разных видах трудовой деятельности (самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, ручном труде), целостно выполняет трудовые действия, осуществляет самоконтроль; испытывает чувство удовлетворения от качества результатов своего труда, бережно относится к результатам своего труда, труда сверстников и взрослых.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
называет свой адрес, номера телефонов (домашний, родителей, разных служб);
различает эмоциональное и физическое состояние других людей (мама отдыхает - нельзя шуметь, бабушке тяжело нести сумку - надо помочь и др.), проявляет участие и заботу о близких и сверстниках (сочувствие, эмоциональную поддержку и др.); дает оценку внешнему виду человека и его личностным качествам;
адекватно воспринимает себя во времени, осознает свои возможности ("когда я был маленьким", "когда я вырасту большой");
осознает свое социальное "я": внутреннюю позицию воспитанника учреждения дошкольного образования, эмоционально положительно относится к роли учащегося;
проявляет волевые усилия, следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
анализирует взаимосвязь между совершаемым действием и его пользой для здоровья (если чистить зубы, то они будут здоровыми, и др.); осознанно и мотивированно использует накопленный опыт сохранения и укрепления здоровья (соблюдать распорядок дня, выполнять физические упражнения и др.); рассказывает о значении физических упражнений, закаливания, рационального питания для укрепления здоровья, о влиянии полезных и вредных привычек на здоровье человека;
самостоятельно выполняет культурно-гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами и принадлежностями, соблюдает правила столового и гостевого этикета (пользоваться салфеткой, брать пищу маленькими кусочками, не спешить, приходить в гости по приглашению, не опаздывать, не брать вещи без разрешения и др.);
различает опасные ситуации бытового, социального, технического и природного характера (не разговаривать, не брать угощения от незнакомых людей, не включать газовую плиту, передвигаться осторожно во время гололеда и др.);
рассказывает, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе; соблюдает правила дорожного движения, правила безопасного поведения (пить чистую воду, не подходить и не кормить с руки животных, не открывать незнакомые жидкости, пользоваться кухонными инструментами по назначению, совместно со взрослым переходить проезжую часть в указанных местах и т.д.);
самостоятельно ставит цель трудовой деятельности, планирует замысел, осуществляет процесс труда, оценивает результат, бережно обращается с инструментами, участвует в различных видах труда;
называет родной город (поселок), страну, ее столицу, их достопримечательности, озера, реки, заповедники;
называет государственные символы (флаг, герб, гимн); фамилию, имя, отчество Президента Республики Беларусь, людей, прославивших Беларусь; соблюдает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь;
рассказывает о труде, отдыхе белорусов, их нравственных качествах, культурных традициях, о людях разных стран мира;
называет предприятия родного города, Республики Беларусь по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники и др.;
рассказывает о прошлом, настоящем и будущем предметов рукотворного мира;
называет простейшие понятия основ экономики ("деньги", "цена", "валюта", "дешевле" и др.); профессии, связанные с экономической деятельностью; базисные экономические качества жизнедеятельности людей (бережливость, экономность, трудолюбие);
самостоятельно экономно и с пользой расходует воду, свет, материалы;
самостоятельно организует коллективные и индивидуальные игры, различает условную и реальную ситуации, вовлекает участников, договаривается, планирует и обсуждает действия играющих, выполняет правила, прогнозирует развитие событий, преодолевает конфликты в игре на основе мирного соглашения, радуется успехам партнера по игре.
22. Познавательное развитие.
Воспитанник от 5 до 6 лет.
Познавательная активность:
проявляет любознательность, познавательные интересы к явлениям природной, предметной и социальной среды, недоступным внешнему наблюдению;
проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей, инициативу в решении познавательных задач;
проявляет избирательный интерес к коллекционированию и другим видам детской деятельности;
проявляет устойчивый интерес к определенной области познания (природа, музыка, техника), разнообразные интеллектуальные чувства и эмоции (удивление, сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях и др.);
задает взрослым и сверстникам большое количество разнообразных вопросов: определительные (Девочки любят играть с куклами?, А сосулька сладкая?), причинные (Почему корова ест зелёную траву, а молоко у неё белое?, Зачем делают прививки?), вопросы-гипотезы (Курица клюет кота, потому что он хотел съесть цыплят?).
Развитие сенсорных процессов (ощущение и восприятие):
владеет анализирующим восприятием, наблюдением;
обследует предметы последовательно и системно, использует как свои способы обследования, так и рациональные приемы, приобретенные в процессе взаимодействия со взрослым при познании предметов, сравнении их функций;
дифференцирует сенсорные эталоны (различает цветовые тона по шкале светлоты, выделяет промежуточные цвета, ориентируется в вариативности геометрических форм, различает по пропорциям, величине и количеству углов и др.);
ориентируется и определяет временную последовательность в неразрывной связи с деятельностью;
проявляет эмпатию ко взрослым и сверстникам, описывает эмоциональное состояние окружающих по внешним проявлениям: мимике, пантомимике, позе, голосовой интонации (радость, гнев и др.);
определяет и называет расположение в пространстве собственного тела и окружающих предметов.
Развитие памяти и внимания:
сосредоточивает целенаправленно и длительно внимание на отдельном объекте при отвлечении от всего остального в течение 20 и более минут (концентрация и устойчивость внимания);
называет изменения и их причины в предметном и природном мире;
выделяет из общего фона 6 - 7 однородных объектов (объем внимания);
переключает внимание с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой, между малоизвестным видом деятельности и знакомым (распределение внимания);
запоминает при помощи образно-зрительной памяти и на слух 5 - 7 объектов, при использовании приема смысловой группировки - 9 и более объектов;
использует для запоминания различные приемы: создания внешних опор (подсчет, ассоциация, мнемосхема, группировка); создания смысловых опор (классификация, достраивание материала, структурирование, аналогия); логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение, смысловая группировка); наглядного моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов);
владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий);
рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные);
применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки).
Развитие мышления:
обобщает понятия, называет общие свойства предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между ними (снег в тепле тает, становится водой - моя варежка стала мокрой, потому что на ней был снег, который нагрелся от моей руки и растаял);
осуществляет мыслительный анализ: выделяет детали и систему признаков (свойств) объектов (воспринимая предмет или явление; воспроизводя образ объекта по памяти);
устанавливает сходство и различие между объектами; выделяет существенные признаки сравниваемых объектов; выполняет многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов;
группирует объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образец и на представления, по самостоятельно найденному основанию, определяя основание объединения в группу заданной совокупности объектов, классифицирует объекты по обобщающему слову;
устанавливает закономерности с опорой на зрительный образец;
устанавливает разные отношения между предметами и объектами: противоположности; последовательности; функциональные: род - вид; целое - часть; причина - следствие;
выполняет сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности;
выявляет и называет разнообразные противоречия в явлениях природы (ранним летним утром нет росы на траве), предметном мире (нож не режет), наблюдаемых проявлениях социальной жизни (сверстник берет игрушку без спроса);
выбирает самостоятельно разные способы экспериментирования (что предпринять, когда "тормозит" игрушечный поезд: попробовать самому или спросить у папы);
принимает и понимает учебные интеллектуальные задачи.
Развитие воображения:
произвольно и самостоятельно создает образы воображения;
сочиняет развернутые и последовательные истории;
сочиняет и воображает в различных видах деятельности;
проявляет творческую инициативу во всех видах деятельности;
применяет широкий круг замещающих действий, образов, символов (перевоплощений в игре, театральной деятельности, привычной бытовой деятельности, сочинительстве собственных историй);
использует различные приемы создания образов в воображении (комбинирование, типизация, смешение признаков, акцентирование, преувеличение, преуменьшение, уподобление);
отличает вымысел от реальности.
Воспитанник от 6 до 7 лет.
Познавательная активность:
проявляет любознательность, устойчивые и избирательные познавательные интересы к предметному, природному и социальному миру;
произвольно организовывает собственную познавательную деятельность, основанную на внутренних познавательных и социальных мотивах, потребностях в достижении и признании;
проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдает, экспериментирует;
проявляет устойчивый интерес к определенным видам деятельности, разнообразные интеллектуальные чувства и эмоции (удивление, сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях и др.);
выдвигает собственные гипотезы, чтобы предугадать развитие событий, ситуаций межличностного взаимодействия, последствия своих поступков, экспериментов с объектами природного мира.
Развитие сенсорных процессов (ощущение и восприятие):
использует анализирующее восприятие и наблюдение при познании объектов окружающего мира;
осмысленно и целенаправленно использует рациональные способы при обследовании предметов (рассматривание, ощупывание, наложение, приложение);
дифференцирует и описывает разные виды сенсорных эталонов (оттенки цвета, варианты формы, величины, пространства, вкуса, запаха и др.);
выстраивает сериационные ряды по одному - двум признакам;
ориентируется и определяет временную последовательность;
применяет способы сложного моделирования в практической деятельности (конструирование из бумаги, сборка технических игрушек, модели совместной со сверстниками деятельности, модель состава слова, звуковысотного ряда и др.);
определяет и называет собственные состояния (активность - усталость, хорошее самочувствие - плохое самочувствие), состояния других людей, персонажей сказок, проявляя сопереживание и содействие;
определяет и называет расположение в пространстве собственного тела и окружающих предметов.
Развитие памяти и внимания:
сосредоточивает целенаправленно и длительно внимание (более 30 минут) на отдельном объекте при отвлечении от всего остального (концентрация и устойчивость внимания);
выделяет из общего фона более 8 объектов (объем внимания);
переключает внимание с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой, между малоизвестным видом деятельности и знакомым (распределение внимания);
произвольно запоминает более 10 объектов;
использует для запоминания различные приемы, в том числе и приемы логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение нового с уже известным, смысловая группировка;
владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий;
рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные);
применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки).
Развитие мышления:
обобщает понятия, называет общие свойства предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между ними;
понимает и принимает учебную задачу (условия, содержание, вопрос, решение, результат);
применяет логические операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация) для решения познавательных задач;
ставит цель деятельности и прогнозирует результат;
оценивает и описывает продуктивность, эффективность своей мыслительной деятельности, проявляя критичность в её оценке (Это я тут перепутал и ошибся);
выдвигает гипотезы, делает умозаключения;
находит творческое решение практических задач;
применяет новые учебные умения (принимает учебную задачу, различает условия и вопрос, выполняет задание в соответствии с указаниями педагогического работника, контролирует себя);
использует символические средства для познания окружающего мира (знаки, модели, схемы).
Развитие воображения:
создает новые образы (приписывает несуществующие свойства знакомым предметам, преуменьшает или преувеличивает, комбинирует и использует их в разнообразных видах своей жизнедеятельности);
отличает реальный и воображаемый мир, реальные последствия действий, поступков от воображаемых, обосновывая свои выводы;
использует защитную функцию воображения, чтобы отстраниться от негативных переживаний (сверстники не берут в игру - придумаю свою игру и др.);
применяет широкий круг замещающих действий, образов, символов (перевоплощений в игре, театральной деятельности, привычной бытовой деятельности, сочинительстве собственных историй).
22.1. Образовательная область "Элементарные математические представления".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
считает количественным и порядковым счетом до 10, соблюдая правила;
определяет порядковое место объекта;
называет состав чисел от 1 до 5 из единиц и чисел от 1 до 10 - из двух меньших;
использует способы измерения величины линейных протяженностей (длина, ширина, высота) и объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки;
различает и называет геометрические и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус), обобщенное понятие "четырехугольник";
определяет связи и отношения между смежными числами;
различает и использует знаки "больше", "меньше", "равно";
группирует и классифицирует предметы по одному - трем признакам;
распознает и называет части суток, дни недели, времена года, их последовательность по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности, наблюдений явлений природы, с помощью модели;
ориентируется на листе бумаге, в знакомом окружающем пространстве, двигается в заданном направлении, использует наглядные модели;
обозначает последовательность с помощью стрелки.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
называет состав чисел до 10 из двух меньших;
различает и называет цифры, математические знаки "0", "+", "-", "<", ">", "=", их значение и назначение;
решает простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
различает и называет геометрические фигуры;
считает количественным и порядковым счетом до 20, соблюдая правила;
определяет связи и отношения между смежными числами;
определяет время по часам с точностью до получаса;
использует наглядные модели.
22.2. Образовательная область "Ребенок и природа".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
называет признаки, характерные для живых существ, и их проявления у растений и животных;
называет признаки сезонных изменений в неживой природе; мире растений; мире животных;
называет способы использования органов чувств для познания окружающего мира;
узнает и называет растения, группирует их по разным признакам: жизненной форме (трава, куст, дерево), строению листьев (лиственные, хвойные), отношению к человеку (культурные, дикорастущие), способу использования (пищевые, лекарственные, декоративные), месту обитания (лес, луг, водоем, сад, поле, огород, цветник, комната); растения разных климатических зон (пальмы, ананасы, апельсины и др.);
узнает и называет животных, группирует их по разным признакам: классам (птицы, рыбы, звери, насекомые); месту обитания (лес, луг, водоем и др.), способу передвижения (бегающие, летающие, прыгающие, плавающие и др.); природно-климатическим зонам (белый медведь, тюлень, пингвин, жираф, слон, обезьяна и др.);
применяет разные способы ухода за растениями и животными в соответствии с их потребностями;
выделяет и называет особенности строения органов чувств: глаза (веки, ресницы), нос (крылья носа, ноздри), ухо (ушная раковина, слуховой проход);
выделяет и называет свойства объектов и явлений неживой природы: песок, камни, глина, вода, воздух, гроза, радуга, снег и др.;
различает и называет фазы Луны (растущая Луна, Полнолуние, стареющая Луна), созвездия на небе (например, Большая Медведица, Малая Медведица);
называет правила взаимодействия с домашними, бездомными, дикими животными, комнатными растениями и растениями в природной среде, с предметами неживой природы.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
называет сезонные изменения в неживой природе, мире растений и животных, одежде, труде, природе и играх детей;
называет способы размножения растений (семенами, луковицами, клубнями, детками, листовыми и стеблевыми черенками);
различает и называет среды обитания живых организмов (вода, почва, наземно-воздушная среда) и соотносит растения и животных со средой их обитания;
замечает и называет явления, объекты неживой природы и их свойства в природе;
характеризует значение растений в жизни человека и в природе;
осуществляет разные способы ухода за растениями и животными в соответствии с их потребностями;
замечает и называет маскировочную окраску (бабочки, кузнечики, воробьи, лягушки, зайцы и т.д.) и соотносит с теми объектами природы, под которые они маскируются;
ориентируется на себе и показывает, где находятся у него внутренние органы (сердце расположено в груди; органы дыхания - легкие; органы пищеварения - желудок), кости;
называет правила безопасного поведения в процессе взаимодействия с растениями и животными в лесу, на лугу, на водоеме;
называет правила бережного отношения к своему организму, растениям, животным, природным ресурсам.
23. Речевое развитие <*>.
--------------------------------
<*> В учреждениях дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания.
23.1. Образовательная область "Развитие речи и культура речевого общения".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
называет значения многозначных слов разных частей речи;
различает обобщающие понятия;
вербально выражает результат сопоставления предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству;
употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации;
образовывает формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа имен существительных;
образовывает имена существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами;
находит однокоренные слова среди предложенных слов. Подбирает однокоренные слова;
изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, условий общения;
различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие изолированные, в словах и фразовой речи, не называя терминов;
дифференцирует пары звуков [з] - [с], [ц] - [с], [ж] - [ш], [ч] - [щ], [л] - [р];
составляет предложения разных типов;
подбирает слова и фразы, сходные по звучанию;
пересказывает художественный текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей;
составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием; составляет повествовательный рассказ или сказку об игрушках; рассказы из личного опыта.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
характеризует значения многозначных слов разных частей речи;
подбирает и называет слова, обозначающие свойства и качества предмета, а также материал, из которого он сделан;
употребляет синонимы, антонимы, омонимы в собственной речи, проявляет интерес к этимологии слов, понимает смысл некоторых фразеологизмов и других образных средств языка;
использует в собственной речи различные типы предложений, изменяет и согласовывает между собой имена существительные и имена прилагательные;
правильно употребляет грамматические формы (простая сравнительная степень имени прилагательного, имена существительные, образованные суффиксальным способом, родительный падеж множественного числа, неизменяемые слова, сложные слова);
правильно произносит все звуки родного языка;
использует средства интонационной выразительности, владеет навыками речевого самоконтроля;
подбирает и называет слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова;
принимает участие в разговоре о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах);
пересказывает литературные произведения, составляет описательные и повествовательные рассказы, связные высказывания с элементами рассуждений;
использует разнообразные связи, обеспечивающие целостность и связность текста; осуществляет речевой самоконтроль.
23.2. Адукацыйная галiна "Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
называе словы - назвы прадметаў, якiя акружаюць: цацак, вучэбных прылад (аловак, пэндзаль, сшытак), посуду, мэблi, адзення, хатнiх рэчаў (гадзiннiк, дыван, канапа), жывёл (вавёрка, трус, матылёк), садавiны i агароднiны (цыбуля, бульба), iх колераў (ружовы, блакiтны), якасцей (прыгожы, дужы, смачны, добры, дрэнны), дзеянняў (глядзець, бачыць, сустракаць, расцi);
называе словы рускай i беларускай моў, якiя супадаюць або падобныя па вымаўленнi, але маюць рознае лексiчнае значэнне (неделя - нядзеля, диван - дыван);
называе традыцыйныя беларускiя формы iмёнаў (Алесь, Уладзя, Ян, Янка, Таццянка, Кастусь, Аленка);
называе формы ветлiвасцi на беларускай мове;
правiльна вымаўляе спецыфiчна беларускiя гукi: [дж], [дз'], [ц'];
правiльна вымаўляе фрыкатыўныя [г], [г']; заўсёды цвёрдыя гукi [ч], [р], гукаспалучэнне [шч], iзалявана (у гукапераймальных словах), у словах i фразах; гук [ў] у словах i фразах;
правiльна вымаўляе словы з падоўжанымi зычнымi (калоссе, варэнне); выразна вымаўляе ненацiскныя галосныя;
правiльна вымаўляе рускiя i беларускiя словы, падобныя па гучаннi (зверек - звярок, ночь - ноч;
утварае словазлучэннi, правiльна дапасоўваючы прыметнiкi да некаторых назоўнiкаў (доўгi цень, белае казляня, вясёлы гармонiк;
утварае i называе словы, якiя абазначаюць прыналежнасць (ляльчын, татаў, Алесеў, цётчын);
утварае i называе прыслоўi (уранку, узiмку);
утварае i называе словы, якiя абазначаюць назвы маладых iстот (мышаня, тыграня, жарабя);
утварае i называе словы са значэннем адзiнкавасцi (бульба - бульбiна, морква - морквiна);
ставiць пытаннi з дапамогай часцiц цi, хiба;
называе прыназоўнiкi, словазлучэннi з прыназоўнiкамi у, да (у лес, да сябра), злучнiк але;
правiльна ўжывае спецыфiчна беларускiя марфолага-сiнтаксiчныя звароты (балiць каму, хварэць на што, хадзiць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго);
пераказвае кароткiя казкi i апавяданнi - як знаёмыя, так i ўпершыню пачутыя;
апiсвае сiтуацыю, вырашае пэўную камунiкатыўную задачу - просьба, распавяданне, тлумачэнне.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
называе словы рускай i беларускай моў, якiя супадаюць або падобныя па вымаўленнi, але маюць рознае лексiчнае значэнне;
ужывае ва ўласным маўленнi некаторыя асаблiвасцi граматычнага ладу беларускага маўлення: адзiночны i множны лiк асобных назоўнiкаў; дапасаванне прыметнiкаў да некаторых назоўнiкаў; утварэнне некаторых склонавых форм назоўнiкаў; прыналежных прыметнiкаў; вышэйшай i найвышэйшай ступеней параўнання прыметнiкаў; прыслоўяў (уранку, узiмку);
фармулюе пытаннi з дапамогай часцiц цi, хiба, ужывае ў мове прыназоўнiкi у, да, словазлучэннi з гэтымi прыназоўнiкамi;
ужывае ва ўласным маўленнi спецыфiчна беларускiя марфолага-сiнтаксiчныя звароты (балiць каму, хварэць на што, хадзiць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго);
правiльна вымаўляе спецыфiчна беларускiя гукi ў словах i фразах;
пераказвае кароткiя казкi i апавяданнi.
23.3. Образовательная область "Подготовка к обучению грамоте".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
различает и правильно использует термины: "предложение", "слово", "слог", "ударный слог", "звук", "гласный звук", "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук", "ударный гласный звук", "безударный гласный звук";
подбирает и называет слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию, подбирает слова с заданным звуком;
делит двух-, трехсложные слова на слоги;
определяет словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова;
произносит слова с постоянным и перенесенным ударением;
делит на слова и составляет предложения из 2 - 4 слов без предлогов и союзов;
проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию, подбирает слова с заданным звуком;
подбирает и произносит слова с постоянным и перенесенным ударением, определяет правильное произношение;
правильно употребляет в речи термины: "предложение", "слово", "слог", "ударный слог", "звук", "гласный звук", "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук", "ударный гласный звук", "безударный гласный звук";
проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.
24. Маўленчае развiцце <*>.
--------------------------------
<*> В учреждениях дошкольного образования с белорусским языком обучения и воспитания.
24.1. Адукацыйная галiна "Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн".
Выхаванец ад 5 да 6 гадоў:
называе значэннi мнагазначных слоў розных часцiн мовы;
адрознiвае абагульняльныя паняццi;
афармляе ў маўленнi вынiк супастаўлення прадметаў i з'яў па часавых i прасторавых адносiнах, велiчынi, колеры, вазе, якасцi;
ужывае словы, найбольш дакладна прыдатныя да сiтуацыi;
утварае формы загаднага i ўмоўнага ладу дзеясловаў, роднага склону назоўнiкаў;
утварае назоўнiкi з павелiчальнымi, памяншальнымi, ласкальнымi суфiксамi;
выбiрае словаўтваральныя пары (вучыць, кнiга, ручка, настаўнiк); падбiрае аднакаранёвыя словы;
змяняе сiлу голасу, тэмп маўлення, iнтанацыю ў залежнасцi ад зместу выказвання, умоў зносiн;
адрознiвае свiсцячыя, шыпячыя i санорныя, цвёрдыя i мяккiя гукi - iзаляваныя, у словах i фразавым маўленнi;
дыферэнцыруе пары гукаў [з] - [с], [ж] - [з], [ж] - [ш], [ч] - [ш], [л] - [р];
ужывае сказы розных тыпаў;
падбiрае словы i фразы, падобныя па гучаннi;
узнаўляе мастацкi тэкст без дапамогi дарослага, iнтанацыйна перадаючы дыялог дзеючых асоб i характарыстыку персанажаў;
складае апiсальны або апавядальны расказ па змесце карцiны, прыдумвае назву расказу ў адпаведнасцi са зместам; складае апавядальны расказ або казку пра цацкi; апавяданнi з асабiстага вопыту.
Выхаванец ад 6 да 7 гадоў:
разумее значэннi мнагазначных слоў розных часцiн мовы;
падбiрае словы, якiя абазначаюць уласцiвасцi i якасцi прадмета, а таксама матэрыял, з якога ён зроблены;
ужывае сiнонiмы, амонiмы, антонiмы ва ўласным маўленнi, праяўляе цiкавасць да этымалогii слоў, разумее сэнс некаторых фразеалагiзмаў i iншых вобразных сродкаў мовы (загадкi, прымаўкi);
выкарыстоўвае ва ўласным маўленнi розныя тыпы сказаў, змяняе i ўзгадняе памiж сабой розныя часцiны мовы;
правiльна ўжывае граматычныя формы (простая параўнальная ступень прыметнiка, утвораная суфiксальным спосабам, родны склон множнага лiку назоўнiкаў, нязменныя словы, складаныя словы);
правiльна вымаўляе ўсе гукi роднай мовы;
выкарыстоўвае сродкi iнтанацыйнай выразнасцi, валодае навыкамi маўленчага самакантролю;
падбiрае словы з зададзеным гукам, блiзкiя па гучаннi словы;
прымае ўдзел у размове пра факты i з'явы, успрынятыя за межамi ўстановы дашкольнай адукацыi i апасродкавана (iндывiдуальна i ў падгрупах);
пераказвае лiтаратурныя творы, складае апавяданнi, апiсальныя i апавядальныя, звязныя выказваннi з элементамi разважання;
выкарыстоўвае разнастайныя сувязi, якiя забяспечваюць цэласнасць i складнасць тэксту; ажыццяўляе маўленчы самакантроль.
24.2. Образовательная область "Развитие речи и культура речевого общения".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
употребляет слова - названия окружающих предметов: игрушек, учебных принадлежностей (карандаш, кисточка, тетрадь), посуды, мебели, одежды, домашних вещей (часы, диван, ковёр), животных (белка, кролик, бабочка), овощей и фруктов (лук, картофель); цвета (розовый, голубой), качеств (красивый, смелый, вкусный, хороший, плохой); действий (смотреть, видеть, встречать, расти); употребляет обобщающие слова;
называет слова русского и белорусского языков, которые совпадают или похожи по произношению, но имеют разное лексическое значение (неделя - нядзеля, диван - дыван, рэч - речь);
употребляет формы вежливости на русском языке;
правильно произносит специфические звуки русского языка: взрывные [г], [г']; мягкие [р'], [ч'], [щ'] - изолированно, в словах и фразах.
правильно произносит русские и белорусские слова, похожие по звучанию (зверёк - звярок, ночь - ноч);
образовывает словосочетания, выраженные согласованием имён прилагательных и некоторых имён существительных (длинная тень, белый козлёнок, весёлая гармонь);
образовывает слова, обозначающие притяжательные прилагательные (папин, Колин, тётин);
образовывает слова, выраженные наречиями (утром, зимой);
образовывает слова, обозначающие названия детёнышей животных (мышонок, тигрёнок;
формулирует вопросы с помощью частиц ли, разве;
употребляет предлоги, словосочетания с предлогами в, к (в лес, к другу), союз но;
употребляет специфически русские морфолого-синтаксические обороты (болит у кого, болеть чем, ходить по грибы, по ягоды, благодарить кого, смеяться над кем;
пересказывает короткие сказки и рассказы - как знакомые, так и впервые услышанные;
описывает ситуацию, решает определённую коммуникативную задачу - просьбу, рассказ, объяснение;
создаёт высказывания, самостоятельные по замыслу и языковому оформлению.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
называет слова белорусского и русского языков, которые совпадают или похожи по произношению, но имеют разное лексическое значение;
употребляет в собственной речи некоторые особенности граматического строя русской речи: единственное и множественное число отдельных имён существительных; согласование имён прилагательных и некоторых имён существительных; образование некоторых падежных форм имён существительных; притяжательных прилагательных; сравнительной и превосходной форм сравнения имён прилагательных; наречий;
формулирует вопросы с помощью частиц ли, разве, употребляет в речи предлоги, словосочетания с предлогами в, к;
использует в собственной речи специфически русские морфолого-синтаксические обороты (болит у кого, болеть чем, ходить по грибы, по ягоды, благодарить кого, смеяться над кем);
правильно произносит специфические звуки русского языка в словах и фразах;
пересказывает короткие сказки и рассказы;
создаёт высказывания, самостоятельные по замыслу и языковому оформлению.
24.3. Адукацыйная галiна "Падрыхтоўка да навучання грамаце".
Выхаванец ад 5 да 6 гадоў:
разумее тэрмiны: "сказ", "слова", "склад", "нацiскны склад", "гук", "галосны гук", "цвёрды зычны гук", "мяккi зычны гук", "нацiскны галосны гук", "ненацiскны галосны гук";
выдзяляе гукi ў складзе, склады ў слове, словы ў сказе вымаўляе ў пэўнай паслядоўнасцi;
падбiрае словы з рознай працягласцю гучання, падобныя i непадобныя па гучаннi; падбiрае словы з зададзеным гукам;
дзелiць 2 - 3-складовыя словы на склады;
вызначае слоўны нацiск i яго месца ў структуры аналiзаванага слова;
вымаўляе словы з пастаянным i перанесеным нацiскам;
дзелiць на словы i складае сказы з 2 - 4 слоў без прыназоўнiкаў i злучнiкаў;
праводзiць гукавы аналiз трох-, чатырох-, пяцiгукавых слоў рознай гукавой структуры.
Выхаванец ад 6 да 7 гадоў:
выдзяляе гукi ў складзе, склады ў слове, словы ў сказе вымаўляе ў пэўнай паслядоўнасцi;
падбiрае словы з рознай працягласцю гучання, падобныя i непадобныя па гучаннi; падбiрае словы з зададзеным гукам;
вымаўляе словы з пастаянным i перанесеным нацiскам, вызначае правiльнае вымаўленне;
ужывае ў маўленнi тэрмiны "сказ", "слова", "склад", "нацiскны склад", "гук", "галосны гук", "цвёрды зычны гук", "мяккi зычны гук", "нацiскны галосны гук", "ненацiскны галосны гук";
праводзiць гукавы аналiз трох-, чатырох-, пяцiгукавых слоў рознай гукавой структуры.
25. Эстетическое развитие.
25.1. Образовательная область "Изобразительное искусство".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
различает и называет жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт); виды книжной графики, скульптуры, функции архитектуры и дизайна;
понимает и описывает содержание произведения искусства, средства художественной выразительности произведения, его образы, сюжеты;
самостоятельно рисует предметы, сюжеты, декоративные элементы с натуры, по замыслу; вариативно использует различные способы (конструктивный, силуэтно-контурный) и техники (живописные, графические) рисования в соответствии с характеристикой образа, техники работы с живописными и графическими материалами, средства художественной выразительности (цвет, линии, ритм, композицию);
выполняет графические действия, необходимые для овладения письмом: рисует различные линии и условные графические знаки в ограниченном пространстве;
самостоятельно лепит предметы, сюжеты, декоративные элементы разными способами и приемами (конструктивный, смешанный, приемы прищипывания, оттягивания, примазывания, использование стек, штампов); использует средства художественной выразительности для создания образа (объем, форма, динамика (жесты, позы), пропорции, композиция);
использует разные приемы и способы вырезания (прямолинейное, криволинейное);
выполняет коллективную и индивидуальную аппликации: предметную, сюжетную, декоративную, плоскостную, полуобъемную, с элементами флористики, коллажа из различных материалов (бумага, ткань, природный материал);
создает конструкции и художественные образы из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природного (дополнительного) материала, бумаги; конструирует по образцу, схеме, замыслу, условиям разными способами, использует свойства конструктивного материала, разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала;
использует разные виды изобразительной деятельности в процессе занятий дизайном; создает доступные объекты дизайна своими руками самостоятельно и совместно с другими детьми, экспериментирует с различными художественными материалами и техниками.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
различает и называет виды искусства: изобразительные (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн;
различает и называет жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт);
создает индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной и дизайн-деятельности;
интегрирует разные виды изобразительной деятельности; использует технические навыки и умения для ее реализации, замысла; разные материалы;
проявляет индивидуальное творчество в дизайн-деятельности; участвует в коллективных художественно-декоративных работах;
конструирует по заданной схеме и строит самостоятельно схему будущей конструкции; проявляет интерес к созданию движущихся конструкций, находит простые технические решения;
конструирует по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры; применяет обобщенные способы конструирования (комбинаторика, опредмечивание, включение и убирание лишнего);
использует способы (дужковый, с помощью завитка, цветового пятна) и различные художественные техники рисования;
применяет способы (скульптурный, рельефный) и приемы лепки, их комбинирование;
применяет разнообразные приемы и способы (симметричное, парносимметричное) вырезания.
Подготовка руки к письму.
Воспитанник от 5 до 6 лет выполняет графические действия, необходимые для овладения письмом: рисует различные линии и условные графические знаки в свободном и ограниченном пространстве, регулирует движения руки (по силе нажима, амплитуде), штрихует.
Воспитанник от 6 до 7 лет выполняет графические действия, необходимые для овладения письмом: рисует изображения, в которых сочетаются разные виды линий (горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые), комбинирует элементы (петельные, зигзагообразные, спиралевидные), замкнутые формы; следует заданному пространственному расположению; производит рукой ритмичные, равномерные, плавные движения.
25.2. Образовательная область "Музыкальное искусство".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
проявляет сопереживание музыкальным образам прослушанной музыки (в мимике, речи, движениях, музицировании);
внимательно, заинтересованно слушает, называет вокальные и инструментальные произведения народной, классической, современной музыки (в том числе одного жанра), их автора, части (2 - 3);
передает одновременно с восприятием музыки характерные особенности музыкального образа в пении, движении, музицировании, творчестве и других видах деятельности;
различает и называет музыкальные инструменты симфонического (скрипка, флейта, гобой, труба, фортепиано, арфа и др.), белорусского народного (гармошка, дудочка, дуда, цимбалы и др.), детского (металлофон, ксилофон, треугольник, румба, бубен, барабан и др.) оркестров;
различает и называет песни, танцы, хороводы, их части;
различает и называет виды пения, музыкально-ритмических движений, музицирования;
высказывает свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении, применяя знания о средствах музыкальной выразительности;
выражает музыкальные предпочтения в общении со сверстниками и взрослыми;
выразительно исполняет песни, попевки, соблюдая певческую установку, соло, дуэтом, хором, в хороводе, с музыкальным сопровождением и без него;
ритмично, выразительно исполняет музыкально-ритмические движения, танцы (2 - 3 фигуры) с атрибутами и без них под двух- и трехчастную музыку;
музицирует на отдельных детских музыкальных инструментах (дудочка, металлофон, ксилофон, цимбалы, треугольник, румба, бубен, барабан и др.), в ансамбле, шумовом и смешанном оркестре;
импровизирует соло, в мини-группе, создавая целостные оригинальные и развернутые композиции-импровизации (танцевальные, песенные, песенно-инструментальные), передавая в них интонации разного настроения (мажор, минор), динамики, высоты, ритма, темпа;
исполняет разученные песни, танцы, инструментальные композиции в разных видах эстетической деятельности и жизненных ситуациях;
высказывает оценочные суждения о качестве собственного исполнения песни, музыкально-ритмического движения, музицирования и композиции-импровизации, исполнения сверстниками.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
эмоционально воспринимает и откликается на образы разных жанров музыкального искусства (в том числе произведения одного и разных жанров, одного и разных композиторов) в исполнении солистов, оркестров;
называет произведения, его авторов, солирующий музыкальный инструмент, их части (2 - 3);
рассказывает о выразительно-изобразительном содержании музыкальных произведений, применяя музыкальную терминологию и эмоционально-образные характеристики музыки;
различает и называет музыкальные инструменты симфонического (скрипка, флейта, гобой, труба, фортепиано, арфа и др.), белорусского народного (гармошка, дудочка, дуда, цимбалы и др.), детского (металлофон, ксилофон, треугольник, румба, бубен, барабан и др.) оркестров;
называет и сравнивает песни, танцы, хороводы, их части, виды пения, музыкально-ритмических движений, музицирования;
владеет способами передачи характерных особенностей музыкальных образов в разных видах эстетической деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование, творчество);
обменивается эстетическими впечатлениями о прослушанной музыке, исполненном произведении, сконструированной композиции-импровизации, собственных музыкальных предпочтениях;
предлагает для прослушивания и исполнения новые музыкальные произведения;
самостоятельно выразительно исполняет песни, танцы (3 - 4 фигуры), хороводы, музицирует по выбору на детских музыкальных инструментах (дудочка, металлофон, ксилофон, цимбалы, треугольник, румба, бубен, барабан и др.), слаженно играет в оркестре, активно проявляет себя в музыкальных и театрализованных играх, играх-драматизациях, передавая разные характеры танцевальных и музыкально-игровых образов;
импровизирует соло, в мини-группе, создавая целостные оригинальные и развернутые композиции-импровизации (танцевальные, песенные, песенно-инструментальные), в разных жанрах, передавая в них интонации разного настроения (мажор, минор), динамики, высоты, ритма, темпа;
исполняет разученные песни, танцы, инструментальные композиции в разных видах эстетической деятельности и жизненных ситуациях;
оценивает качество собственного исполнения песни, музыкально-ритмического движения, музицирования и композиции импровизации, исполнения сверстниками.
25.3. Образовательная область "Художественная литература".
Воспитанник от 5 до 6 лет:
слушает и адекватно воспринимает произведения художественной литературы и фольклора;
различает и называет жанры фольклора, литературные жанры (стихотворение, сказка, рассказ, басня) и их особенности;
определяет и описывает настроение, характер литературного (фольклорного) произведения;
выразительно исполняет поэтическое произведение, эмоционально и точно передает содержание, применяет нужные интонации, логические ударения и паузы, правильно воспроизводит темп, ритм стихотворной речи, регулирует силу голоса;
пересказывает прозаические произведения (рассказ, сказку и др.).
Воспитанник от 6 до 7 лет:
слушает и адекватно воспринимает произведения художественной литературы и фольклора;
избирательно относится к произведениям художественной литературы и фольклора: называет любимые произведения, объясняет, чем они ему нравятся;
различает и называет жанры фольклора, литературные жанры (стихотворение, сказка, рассказ, басня) и их особенности;
определяет и описывает настроение, характер литературного (фольклорного) произведения;
выразительно исполняет поэтическое произведение, эмоционально и точно передает содержание, применяет нужные интонации, логические ударения и паузы, правильно воспроизводит темп, ритм стихотворной речи, регулирует силу голоса;
пересказывает прозаические произведения (рассказ, сказку и др.), использует средства языковой выразительности при их пересказе.